Колонка научного редактора. Повышение артериального давления у кошек – возможно ли помочь?

Автор (ы):  Валентин Герке
Журнал:  №5-6 - 2013

За последние два десятилетия ветеринарная наука сделала большой шаг вперед в диагностике, лечении и профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. Благодаря этому средняя продолжительность жизни мелких домашних животных и, в частности, кошек заметно выросла. Общепризнанно, что с возрастом снижается вероятность проявления одних болезней и увеличивается вероятность развития других. Тем не менее, возраст – не порок, а старость – не болезнь.

Наиболее распространенные нарушения сердечно-сосудистой системы у пожилых кошек – системная гипертензия. В медицине человека гипертензии уделяют особое внимание. Если предрасполагающими факторами развития атеросклероза и первичной эссенциальной гипертонии человека считают хронический стресс, курение, избыток соли и жирной пищи в рационе и т.д., то у наших пациентов холестерин не откладывается на стенках сосудов ввиду видовых особенностей. Возможно, поэтому гипертензия у них развивается реже и по характеру развития является синдромом, а не самостоятельной болезнью.

Долгое время этой проблеме в ветеринарной медицине вовсе не уделялось внимания. И сейчас, несмотря на увеличение количества кошек старше 10 лет, у которых гипертензия является самой частой патологией сердечно-сосудистой системы, недостаточно данных по своевременной диагностике и лечению таких пациентов.

Проявления гипертензии кошек разнообразны. Так, неврологи выделяют основным признаком поведенческие и неврологические нарушения, офтальмологи особое внимание уделяют изменениям в глазном дне, нарушениям зрения, нефрологи – почечной недостаточности.

Надо не забывать о том, что системная гипертензия кошек – это синдром, и назначение гипотензивных препаратов является симптоматической терапией. Однако, в случае выявления причины гипертензии у кошки, в большинстве случаев становится возможным проведение этиотропного лечение, которое значительно эффективнее симптоматического. Поскольку основными причинами развития артериальной гипертензии у кошек являются хроническая болезнь почек и гипертиреоз - «кот-гипертоник», при дальнейшем обследовании, чаще становится не только кардиологическим пациентом. За счет развития гипертензии почечная недостаточность может быть компенсирована и, несмотря на прогрессирование почечной патологии, концентрации мочевины и креатинина в анализах крови могут не превышать референсные уровни.

Позвольте представить интересный материал по гипертензии кошек петербургских коллег, в котором рассматриваются актуальные диагностические и терапевтические подходы.

Уважаемые читатели, пишите мне, обращайтесь с вопросами и предложениями: gerkevs@mail.ru

vk.png