Как не стать «кормушкой» для проверяющих

Как не стать «кормушкой» для проверяющих


Автор (ы):  Г. Прохорцова
Журнал:  №3-4 - 2011

Интервью с Татьяной Колчановой, генеральным директором Союза предприятий зообизнеса

3 ноября вступает в силу новый Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (№99 ФЗ).

В начале октября, почти за месяц до этого события, Союз предприятий зообизнеса (СПЗ) собирает круглый стол в рамках выставки «Золотая осень’2011» на ВВЦ. Об этом мероприятии, а также о том, что заставило объединиться различные ветеринарные союзы и ассоциации, почему знание законов позволяет избежать лишних трат и зачем отрасли нужны саморегулируемые организации, -- в интервью Татьяны Колчановой, генерального директора СПЗ.

-- Татьяна Ивановна, какова цель организуемого вами в октябре круглого стола?

-- Мы регулярно проводим круглый стол в рамках «Золотой осени», также как и другие мероприятия в течение года, разъясняя предпринимателям новые положения законодательства и их права. Законодательство в нашей отрасли достаточно специфично и неоднозначно трактуется государственными контролирующими органами, проводящими лицензирование. В связи с этим на наш круглый стол мы хотим пригласить представителей центрального аппарата Россельхознадзора, а также территориальных управлений, чтобы закрепить правильное понимание нормативных документов и получить соответствующие рекомендации.

Четыре года, с 2007 г., как идет лицензирование после принятия Положения о лицензировании фармдеятельности в сфере ветеринарии, а нарушения со стороны контролирующих органов продолжаются. А что творилось в первые два года!

И все же, нам удалось очень многое сделать, отстоять права предпринимателей. Когда нарушались их права, мы привлекали Федеральную антимонопольную службу, Генеральную прокуратуру, через суды решали возникшие проблемы. Далее, на основании решения судов -- как на примере -- в других территориальных управлениях, уже без потрясений, решали вопросы в рабочем порядке. Со временем получили серьезную поддержку и от центрального аппарата Россельхознадзора.

-- Получается, что предприниматели не знают законов, а как они работают?

-- В лучшем случае начинают искать нормативную базу, когда пришла проверка. Многие до сих пор торгуют лекарственными средствами без лицензии, спустя 4 года после вступления в силу Положения о лицензировании…

Если мы говорим о малом бизнесе: о производителях, об аптеках, ветклиниках, – там очень плохо все знакомы с нормативной базой. И поэтому каждый мой рабочий день начинается с того, что я отвечаю на многочисленные вопросы, которые к нам поступают.

-- Кроме просвещения, что СПЗ удалось сделать?

-- Для бизнеса мы добились больших результатов, и это вошло в проект нового закона о ветеринарии. Это была долгая и кропотливая работа. Сегодня действуют нормы для Таможенного союза, -- мы 5 лет этим занимались: не надо разрешения на ввоз и вывоз готовых кормов для кошек и собак, не нужны разрешения на вывоз лекарственных средств, изготовленных на экспорт, разрабатывается дифференцированная система при регистрации кормовых добавок в зависимости от компонентов, входящих в них, разработана электронная система учета перемещаемых товаров вместо ветеринарных сопроводительных документов, которые сейчас практически во всех регионах выдаются за деньги.

Ветеринарная служба должна быть единой, не разбитой на субъекты, которым отдали часть полномочий, но отказали в государственном финансировании. В результате находятся различные способы, чтобы зарабатывать деньги на предпринимателях. Вот, например, в ветеринарную клинику приходит представитель государственной ветеринарной службы, которому поручено собрать деньги, и предлагает заключить договор на консультационные или иные услуги с их ежемесячной оплатой. Так как предприниматель лечит животных, контроль за его деятельностью должен осуществляться, но бесплатно, в рамках полномочий субъектов. Как правило, 99% людей боятся и заключают договор.

Могу утверждать,что участники Союза знают, как поступить в этом случае.

--Кто входит в СПЗ?

-- Это производители лекарственных средств; производители всего остального: гелей, шампуней, домиков, кормов, кормовых добавок для животных; экспортеры, импортеры того же; зоомагазины; ветклиники, аптеки; фелинологические и кинологические организации, занимающиеся разведением животных; СМИ электронные и печатные.

Всего в Союзе на сегодняшний день более 70 участников, и наша задача – защита их интересов, начиная от поддержки на начальном этапе и до защиты самого бизнеса, также юридическая, консультационная, методическая помощь и участие в разработке нормативных документов, по которым предпринимателям предстоит жить в будущем.

Я надеюсь, что наше сообщество постепенно придет к пониманию того, что вместе можно решить гораздо больше проблем.

-- Как растет зообизнес?

-- Прирост зообизнеса в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Новосибирск, где уже развита инфраструктура. – примерно 20% в год, а в тех городах, где бизнес развивается недавно – до 50% в год. И этот рост обусловлен тем, что владельцы предпочитают более качественные услуги, товары, корма и т.д.

-- Каковы дальнейшие планы СПЗ?

-- Мы пришли к тому, что необходимо создавать стандарты отрасли, потому что уровень образования и оказания услуг очень низкий. При Росстандарте создан технический комитет по продукции и услугам для непродуктивных животных, и в этом году мы разрабатываем 4 ГОСТа по тем или иным понятиям и определениям. Особенно необходим стандарт отрасли по лечебной деятельности, это признают все, кто лечит животных.

Следующая задача, вытекающая из создания отраслевых стандартов, -- создание саморегулируемых организаций (СРО) по различным направлениям деятельности. Основная идея СРО— переложить контрольные и надзорные функции за деятельностью субъектов в определенной сфере с государства на самих участников рынка. Например, СРО ветеринарных экспертов, лечащих врачей, производителей товаров, которые сами будут определять стандарты по услугам, оборудованию, кадрам, ценам и т.д. и отвечать за свои услуги.

-- Как сейчас обстоят дела с перерегистрацией лекарственных средств?

-- До сих пор не перерегистрировано ни одно лекарственное средство. И это спустя год после вступления в силу закона «Об обращении лекарственных средств»! До сих пор не утвержден мониторинг безопасности, без которого невозможна перерегистрация, я уже не говорю о таких «мелочах», как отсутствие правил хранения, оптовой и розничной реализации лекарственных средств.

-- Это тормозит развитие рынка.

-- Для многих предприятий это катастрофа. Из-за того, что необходимо изменить написание на препаратах «для ветеринарного применения», сто ранее принятого – «для животных»-- каждый препарат необходимо перерегистрировать и заплатить 50 тыс. руб. И даже при условии оплаты пошлины, предприниматели не могут их перерегистрировать. Я уже знаю примеры, когда российские производители вынуждены были приостановить выпуск лекарств.

-- Но почему был принят такой закон (ред.: «Об обращении лекарственных средств)?

-- Закон разрабатывали медики, Минздрав. Минсельхоз очень мало внимания уделил разработке данного документа. Когда принимался этот закон, еще не была введена процедура общественных обсуждений, т.е., никто не мог с ним заранее ознакомиться и внести коррективы.

-- На августовском круглом столе по обсуждению закона о ветеринарии нельзя было не заметить консолидацию ветеринарного сообщества.

-- Действительно, недавно был создан Межотраслевой экспертный совет по ветеринарии, объединяющий ассоциации и союзы по отраслевому признаку. К этому нас подтолкнула совместная работа над законом о ветеринарии, который имеет в равной степени значение для всех нас, независимо от того, чем мы занимаемся, – птицеводством, свиноводством, выпуском молока, мясной продукции или кормов для кошек и собак. Все понимают важность документа, который, с одной стороны, должен обеспечить безопасность продукции, а с другой – быть понятен и прост в исполнении, как для предпринимателей, так и для контролирующих органов.

vk.png


Назад в раздел