Врачи должны знать, что другая медицина существует
Автор (ы): Г. Прохорцова
Журнал: №2 - 2011
Сергей Владимирович Середа Заслуженный ветеринарный врач РоссийскойФедерации, Президент Российской Ассоциации практикующих ветеринарных врачей, вице-президент Московской гильдии ветеринарных врачей, действительный член Донской, Кубанской и Украинской ассоциаций ветеринарных врачей, почётный профессор Донского ГАУ, действительный член WSAVA и FECAVA. Кандидат ветеринарных наук. Директор ветеринарной клиники «Центр».
– Сергей Владимирович, практикующие ветеринарные врачи сегодня определяют вектор развития ветеринарной медицины для мелких домашних животных, почему это происходит?
– Ветеринарная наука в нашей стране переживает нелегкие времена. Я считаю, что в большом понимании слова «наука» ветеринарная наука уничтожена государством за годы перестройки и в 90-е годы. Если говорить о ветеринарной науке по болезням мелких домашних животных, то в советское время ее практически не существовало, редкие диссертации, выходившие на эту тему, не приветствовались, и это известный
факт.
Сегодня у нас растет интерес к лечению мелких домашних животных, и эта тенденция характерна для всего мира: примерно 70% ветеринарного лечения приходится на мелких домашних животных. Однако наши вузы, несмотря на изменившиеся потребности, как и в советское время, продолжают готовить специалистов для сельского хозяйства.Мне кажется, что в данной ситуации уМинистерства сельского хозяйства, в подчинении которого находится большинство ветеринарных вузов, отсутствует четкое видение того, каким должно быть высшее ветеринарное образование в нашей стране. Получается, что интервенция зерна для государства – важно, а болезни и лечение животных – неважно! Но о каких национальных проектах мы можем говорить, если на фермы и в ветеринарные клиники приходят работать плохо подготовленные специалисты?
– Вероятно, вы использовали свое влияние к привлечению внимания государства к этой проблеме?
– На протяжении 10 лет мы (ред.: Ассоциация практикующих ветеринарных врачей) писали в Министерство сельского хозяйства, каждый год приглашали на все конгрессы, круглые столы государственных чиновников. Но приходили люди, которые ничего не решают, руководства соответствующих ведомств никогда не было. Хотелось бы, чтобы государственные чиновники прислушивались к работодателям. Я – работодатель,
владелец клиники и вижу конечный продукт нашего образования, специалистов, которые приходят ко мне работать: необходимо время, – минимум год, а то и два, чтобы изменить их мышление и научить азам профессии.
– Может быть, Министерству сельского хозяйства неинтересно думать о проблемах мелких домашних животных?
– Это не только проблемы, но и рабочие места. Только в моей клинике 80 рабочих мест, в Москве сотни клиник, тысячи рабочих мест. И Медведев, и Путин постоянно говорят о том, что необходимо создавать новые рабочие места.
Сегодня в ветеринарной медицине существует проблема анестетиков: нам нечем делать наркоз. Единственный психотропный препарат, разрешенный к применению, – кетамин, входит в списки наркоконтроля, для работы с ним необходима ветеринарная ли-
цензия, наличие сейфов, установка сигнализации.
Из-за того, что однажды Министерство сельского хозяйства «забыло» включить кетамин в список препаратов, разрешенных к использованию в ветеринарии, было заведено 26 уголовных дел, врачам грозило лишение свободыот 7 до 15 лет. Обыски проводились прямо во время
операций, приходили и комне в клинику, и намоих врачей тоже заводили уголовные дела. Сейчас подобные события разворачиваются на Украине, видимо, там решили использовать опыт наших силовых ведомств.
У нас если государство обращает внимание, то только для того, чтобы запретить и наказать, по-другому не бывает. К сожалению, в решении проблемы с кетамином наше ветеринарное сообщество никак нам не помогло.
– Как оно должно было помочь?
– Необходимо было объединиться, чтобы обратиться к руководству страны, к президенту, к премьер-министру. Ни один вуз, ни один представитель ветеринарии субъектов федерации официально не поднял голос в защиту 26 врачей, на которых завели уголовные дела. Но разве у них нет такой проблемы? И в вузах во время операций, которые проводят для студентов, не используют анестетики?
Если бы не правозащитные организации, общество по защите животных «Вита», его президент Ирина Новожилова, а также знаменитые люди, средства массовой информации, – 26 врачей уже бы отбывали срок.
– Вы – успешный бизнесмен, возглавляемой вами ветеринарной клинике «Центр» в прошлом году исполнилось 20 лет. Расскажите об организации работы в клинике.
– Действительно, в прошлом году мы отмечали 20-летний юбилей, и наша клиника – одна из первых частных клиник вМоскве. У нас молодой коллектив, самому старшему врачу еще нет и 40 лет. В клинике работает 9 кандидатов наук, некоторые их них имеют стаж педагогической работы. Когда к нам на работу приходит выпускник вуза, он в течение года трудится ассистентом, помогая врачу клиники, а затем попадает в нашу
школу интернов, где с ним каждую неделю занимаются практикующие врачи. В ветеринарной медицине нет интернатуры, а у нас в клинике она есть.
В прошлом году мы заключили договор с Московской ветеринарной академией о создании на базе нашей клиники кафедры по болезням мелких экзотических животных. В академии это решение было принято на двух советах: малом и большом, затем утверждено ректором.
В клинике мы знакомим студентов с основами ветеринарного бизнеса, рассказываем и показываем, что у нас происходит в отделениях, на каком оборудовании мы работаем, какие манипуляции производим.
– Как вы выбираете студентов?
– Мы их не выбираем: работаем с теми, кого к нам направляют. Студенты уже начали стажировку, в группе 20 человек.
– Врач вашей клиники может работать в другом месте?
–Может, но у меня врач в других клинках не работает, у него и здесь хватает работы. Некоторых специалистов я приглашаю, например, по экзотическим животным.
– Много экзотических животных?
– Много. Я называю экзотическими всех животных, кроме кошек и собак. В клинику могут привезти кого угодно, – от обезьяны до медвежонка, очень много лечится морских свинок и мышек. К ним владельцы относятся с такой же любовью как к собакам и кошкам.
– Есть ли отличие в оснащении столичных ветеринарных клиник и европейских?
– Я не видел особой разницы в этом. Но главное, не иметь передовое оборудование, а обучить специалистов работе на этом оборудовании.
В нашей клинике не самое дорогое оборудование, но оно соответствует понятию «цена-качества», и мы постоянно его обновляем. У нас есть прибор Холтера, а в клинике СергеяМендосы (ред.: клиника «Белый клык») – МРТ, – в России ни у кого нет такого оборудования! Мы приобрели аппарат для измерения давления у кошек, он необходим для выявления сердечных патологий. Первый профессиональный аппарат УЗИ у нас в клинике
появился лет 18 назад, тогда он стоил сумасшедшие деньги! Сейчас подобные аппараты есть во многих клиниках, но врач ультразвуковой диагностики является штучным специалистом.
– Однако многое из того опыта, которым делятся на наших конференциях западные специалисты, остается в плоскости космических технологий.
– Это космические технологии для неподготовленных врачей. Как-то, лет 15 назад, мы, группа врачей: хирург Игорь Борисович Самошкин, орнитолог Галина Викторовна Деева и я, приехали в Йошкар-Олу с докладами. Тогда, для тех врачей, из глубинки, то, что мы рассказывали, было из области фантастики. Но врачи должны знать, что другая медицина существует.
– Вы заканчивали «скрябинку»?
– Да, и в 1977 я защищал диплом на кафедре у Мозгова Ивана Ефимовича по теме «Профилактика стрессов в промышленном птицеводстве». Моими научными руководителями были Иван Ефимович Мозгов и Сергей Николаевич Преображенский. У меня было желание работать на кафедре, но места не оказалось, и совершенно случайно я устроился на районную станцию по борьбе с болезнями животных, о чем не жалею. Так я стал заниматься лечением мелких домашних животных. В те времена это не ценилось, для всех я бы был врачом «второго сорта».
В 1979 году мы уже провели первую конференцию, кстати, в рамках комитета комсомола, – вместе с Митиным В.Ф., Липиным А.В., Зиминым С. О. и Сулимовым А. А. Эти ученые, врачи составляли ядро ветеринарных специалистов в Москве, их имена и сейчас на слуху. Конференция была посвящена вирусу парвовирусного энтерита, который в то время выделил Сулимов А.А.
– Образование того времени было лучше?
– Я считаю, что лучше. К сожалению. Я говорю об общем уровне образованности: не вижу я таких людей, они уже ушли...
– У нас в стране много ветеринарных вузов, какие из них можно выделить с точки зрения исторически сложившейся школы?
– Санкт-Петербургская академия ветеринарной медицины – огромная школа, которой нельзя пренебрегать, Московская ветеринарная академия, Казанская, сильные школы в Омской, Троицкой академиях... Но сейчас ситуация в вузах катастрофическая. И только благодаря энтузиазму Федора Ивановича Василевича и его команды, ученым, в том числе моим преподавателям, держится Московская ветеринарная академия.Мы уже
давно говорим о том, что необходимо сократить вузы и оставить прежним финансирование. Зачем ветеринарный вуз, например, в Вышнем Волочке или Рязани, или Йошкар-Оле?
В старейшем вузе страны, я считаю его вузом №1, в Санкт-Петербургской академии, на кафедре фармакологии преподают гомеопатию! Но гомеопатия никакого отношения не имеет к фармакологии и к доказательной медицине.
– Московский конгресс – образовательное мероприятие?
– Безусловно, это образовательное мероприятие. 19 лет назад мы начали проведение конгрессов в рамках программы постдипломного образования. И неплохо с этим справляемся: на конгрессе выступают докладчики мирового уровня, наряду с ними выступают и наши специалисты. Конгресс ежегодно собирает 2-3 тысячи участников.
Однако движение вперед происходит очень медленно: у нас единицы хороших специалистов, стоматология в зачаточном состоянии, штучная кардиология: Комолов, Бардюкова, Коровкин... Это на всю Россию! А кто из них имеет публикации за рубежом?
– Расскажите о планах Ассоциации.
– Мы продолжим проведение образовательных мероприятий: уже 10 лет в Донском аграрном университете совместно с Донской ассоциацией организуем ежегодную конференцию, также в этом году будем читать цикл стоматологических лекций в регионах, у нас удачно стартовала эндоскопическая программа совместно с фирмой «Карл Штоцц» и компанией Mars. В этой программе участвуют отличные лекторы: Александр Чернов из Кургана, Владимир Ваньков из Самары, Александр Ткачев-Кузьмин (младший), Василий Кузнецов из Екатеринбурга.
– Есть ли у вас «больная» тема, которую мы не затронули?
– Конечно, есть, это наличие заочного образования в наших вузах. Очень больной вопрос, и я не знаю, когда он будет решен. У нас не должно быть заочного образования – это убивает ветеринарию.
Назад в раздел