Пожилой пациент: особый подход к дерматологическим проблемам

Еще фото

Автор (ы):  Н. А. Игнатенко, к.в.н., член европейского общества дерматологов ESVD, член европейского общества эндокринологов ESVE, г. Киев
Журнал:  №2 - 2014

Старые собаки могут быть слепыми, сварливыми, упрямыми, седыми, покрытыми бородавками, тугими на ухо, страдающими от одышки, ленивыми и неуклюжими. Но любой, кто когда-либо жил с пожилой собакой, знает, что все это не имеет значения. Старые собаки уязвимы, их доверие и благодарность к вам безграничны. Они по-новому удивительно забавны. Но, прежде всего, в них чувствуется внутреннее равновесие. Это очень сложно описать, и я называю это мудростью.

Джейн Вайнгартен «Старые собаки - лучшие друзья».

Пожилые кошки и собаки все чаще становятся нашими пациентами и требуют к себе особого внимания и подхода. Мы можем не согласиться со словами Аристотеля, который говорил о том, что «болезнь — это приобретенная старость, а старость — естественная болезнь». Старость не является диагнозом для нашего пациента, не объясняет причины появления алопеции («он старый, поэтому лысый»), не является ответом, почему у животного себорея или потемнела кожа. Каждому из этих состояний в большинстве случаев предшествует заболевание, и наша задача как ветеринарных специалистов — не списывать появляющиеся проблемы с кожей на «пенсионный возраст», а стараться найти причину, поскольку у пожилых животных чаще, чем у молодых, дерматологические нарушения могут являться признаком метаболического заболевания или неопластического процесса, нежели собственно исключительно дерматологической проблемой.

Различные ученые, проводившие статистические исследования частоты встречаемости кожной патологии у собак и кошек в различном возрасте, пришли к выводу, что у собак первый пик приходится на возраст между 4 и 8 годами, затем наступает снижение, после чего второй подъем наблюдается между 12 и 14 годами, что связано с манифестацией системных заболеваний. Другая картина наблюдается у кошек, у которых наблюдается неуклонное снижение болезней с кожи по мере старения.

С возрастом также уменьшается частота воспалительных заболеваний кожи у собак и увеличивается — невоспалительных. Pauling указывает на десятку самых распростра­ненных невоспалительных заболеваний у собак (Табл.1).

В то время, как у кошек пожилого возраста лидерство выстраивается несколько иначе (Табл.2).

Поэтому, в первую очередь, хотелось бы остановиться на некоторых из самых частых невоспалительных заболеваний кожи у пожилых животных.

Папилломы у пожилых собак имеют не вирусную (как у молодых собак), а спонтанную природу и доброкачественное течение, так же как и липомы, атеромы, тиломы и ретенционные кисты.

У пожилых животных наиболее часто регистрируют алопецию, причина которой у собак чаще скрывается в таких эндокринных нарушениях, как гипотиреоз (снижении функции щитовидной железы), гиперадренокортицизм (хроническая гиперкортизолемия, вызываемая либо новообразованием надпочечников, либо новоо­бразованием гипофиза, либо избыточным поступлением стероидов извне), гиперэстрогенизм (повышение секреции эстрогенов, которое может вызываться либо гормонально активными кистами у сук, либо новообразованиями семенников, преимущественно, сертолиомами у кобелей). На них мы останавливались на страницах предыдущего номера журнала, поэтому опустим в этой публикации.

Хотелось бы подчеркнуть, что эти нарушения являются крайне редкими у кошек и поэтому в алгоритме диагностики алопеции у кошек, прежде всего, необходимо подтвердить путем трихоскопии, что алопеция самоиндуцирована, и провести под­робный алгоритм диагностики зуда для исключения этиологического фактора. Гиперадренокортицизм у кошек может привести к синдрому хрупкости кожи, при котором кожа становится хрупкой и легко рвется. При очень пугающем внешнем виде, у животных не наблюдается выраженной болезненности или кровотечений на месте разрывов кожи. Кошкам свойственна гиперфункция щитовидной железы. Гипертиреоз не приводит к развитию симметричной невоспалительной алопеции. Но иногда кошки, страдающие от гипертиреоза, стараются выдергивать шерсть на себе из-за непереносимости тепла, вызванной избытком тиреоидных гормонов.

Говоря о проявлениях эндокринных нарушений у собак, можно отметить, что в большинстве эндокринопатий невоспалительная симметричная алопеция встречается одновременно с гиперпигментацией. Но все же коротко хотелось бы остановиться на диагностике гиперпигментации кожи у пожилых собак. В этом случае нам также стоит разделять гиперпигментацию, которая возникла на фоне воспалительных и невос­палительных заболеваний кожи.

Воспалительные причины мы исключаем путем взятия соскоба, цитологического и бактериологического исследований (многие из нас наблюдали гиперпигментацию на фоне генерализованного демодекоза или как последствие глубокой пиодермии). Из невоспалительных причин гиперпигментации следует обращать внимание на симметричность поражений.

Симметричные поражения характерны для эндокринных нарушений, о которых мы уже упоминали ранее, но также могут встречаться при черном акантозе, который характерен для такс и некоторых других пород, и не имеет в подоплеке гормонального дисбаланса. Если поражения не симметричны, то у пожилых животных не следует исключать как доброкачественные гиперпигментации (лентиго и невусы — родинки), так и такое высоко злокачественное новообразование, как меланому, и помнить о породных различиях в распределении пигмента. Алгоритм дифференциальной диагностики гиперпигментации можно увидеть на Схеме 1.

Себорея, часто встречающийся дерматологический симптом у пожилых животных, редко является основным признаком заболевания. Исключением является первичная себорея кокер-спаниелей и голден ретриверов, но она впервые проявляется в более молодом возрасте. Чаще себорея сопутствует как воспалительным заболеваниям (дерматомикозы), так и невоспалительным (гипотиреоз, гиперадренокортицизм). Терапия заключается в лечении основного заболевания, сопровождающегося локальным применением себолитиков. Подобным образом рассматривают и терапию комедонов – частых спутников себореи и эндокринных нарушений у собак. Исключением является синдром образования комедонов у шнауцеров, который особенно выражен в области спины, но его первые проявления характерны также для более молодого возраста.

Если мы регистрируем у пожилых животных воспалительные поражения кожи, такие как, например, пиодермия или демодекоз, то не должны останавливаться на лечении этих проблем, поскольку у старых собак и кошек они являются вторичными. Важно не только взять под контроль количество клещей или снизить бактериальное воспаление, но и определить причину, по которой возникла манифестация заболевания. Значительно реже, чем в среднем возрасте, у собак возникают такие аутоиммунные поражения кожи, как волчанка или пемфигоид. Ещё более редкими, но тем не менее значимыми у пожилых животных, могут быть метастатические поражения кожи, когда основное новообразование, например, опухоль молочной железы у собак и кошек (Рис.6), дает метастазы в кожу при отсутствии метастазирования в легкие и грудную клетку. Поэтому нельзя пренебрегать морфологическими методами исследований всех новообразований кожи, даже при их кажущейся безобидности.

Таким образом, если мы сталкиваемся с дерматологическими проблемами у пожилых собак и кошек, мы помним о том, что у большинства старых животных причиной может быть системное заболевание, которое важно распознать, диагностировать и назначить адекватную терапию. Кроме того, чем старше животное, тем больше у него регистрируется заболеваний. В терапии необходимо учитывать все болезни, их возможное влияние друг на друга, а также возможный эффект терапии на все органы и системы.

Литература

1. Торранс Э., Муни К. Эндокринология мелких домашних животных. Практическое руководство. – Аквариум, 2006.

2. Фелдмен Э., Нельсон Р. Эндокринология и репродукция собак и кошек. – Софион, 2008.

3. Kraft W. Geriatrie Hunde und Katze. – 2003; – 345 s.

4. Kraft W. Wann wurden die Hunde und Katze alt? Tieraerztliche Praxis. – 1996 – 25: 536.

5. Mueller G. H., Kirk R., Scott D. W. Small animal Dermatology; 7 Edition. – Elsevier: 2013.

6. Pauling U. Altersmorbilitaet bei der Hund- eine prospective Studie. – 1990 – In. Diss. Muenchen.

7. Preloud Pascal, Rosenberg Dan, Pauline de Formel. Endokrinologische Diagnostik in Kleintierpraxis. – Schueltersche, – 2005.

8. Rosychuk RAW. Cutaneus manifestations of endocrine diseases in dogs. 1998; – Comp Cont Educ Pract vet, 20:287-302.

vk.png